К оглавлению...
        Сергей Анисимов.
        Что такое Эльбрус?

I
        Совершенно исключительна по красоте и классической правильности форма этого вулкана. Таких правильных и в то же время грандиозных вулканических конусов на всем пространстве земного шара можно насчитать всего пять или шесть. Вулканические вершины, создающиеся при грандиозных извержениях из наслаивающихся друг на друга лав, туфов и пеплов, обычно очень быстро подвергаются процессам разрушения и их кратеры разламываются, разваливаются и коническая форма нарушается или исчезает совсем. Так, например, произошло с вулканом Кракатау в Зондском проливе, который был создан извержениями 1883 года, т.е. всего с небольшим 50 лет назад, а теперь представляет собою только обломок конуса, большая половина которого разрушена и развалилась.
        Конусы Эльбруса и его кратер покрыты мощным слоем вечных снегов и льдов, под которыми вулкан сохраняется, как под стеклянным колпаком от действия на него так называемых процессов денудации или разрушения водой, ветром, сменой температуры и другими атмосферными влияниями.
        Итак, Эльбрус — это прежде всего грандиозный сложный вулкан или, как говорят географы, — стратовулкан, прекрасно сохраняющий и в наши дни свою классическую коническую форму.
        Замечательно и самое положение этого вулкана в сложной системе гор Большого Кавказа. Эльбрус расположен не на Главном хребте, где его основание было бы загорожено, как например у Казбека, окружающими его скалистыми вершинами, — а далеко впереди — на 20 км. к северу, где он встает самостоятельной вулканической группой, главенствующей над всем Большим Кавказом. Когда едешь по железной дороге от Ростова к Нальчику, — за станцией Невинномысской, где впервые показывается Эльбрус, он даже кажется стоящим прямо в степи и одиноко сияющим снегами и льдами. Ни впереди, ни по краям не видно гор. Только Эльбрус гордо над горизонтом поднимает свою вершину, и люди, видящие его впервые, нередко принимают его за блестящее белое облако.
        Это положение Эльбруса очень интересно в том отношении, что с его вершины и с его южных склонов, как сцену с балкона театра, можно разглядывать весь Кавказский хребет.
        Это же обособленное положение дает возможность изучать формы вулкана и все его строение, все его ледники от подножья до самой вершины, расшифровывать всю его вулканическую историю, незатемненную здесь никакими явлениями складчатости или последующих сбросов, которые бы затрудняли исследования вулканических явлений на Эльбрусе.
        Вулканы классического типа или стратовулканы, к которым принадлежит Эльбрус, имеют всегда коническую форму и состоят из чередующихся слоев лавы, пепла и туфа.
        Их конусообразная форма зависит от того, что над ходом, соединяющим очаг вулкана с поверхностью, наслаивается материал, выбрасываемый из недр земли. Такая форма получается, например, когда насыпают большую кучу песку.
        При этом крутизна склонов и общий вид вулкана всегда зависят от характера материала, из которого он сложен. Чем материал тверже, тем склоны его круче. И наоборот, — чем он более мягок, тем крутизна склонов выражена менее ярко. При этом всегда в нижней части конуса покатость склонов невелика: обыкновенно равна 5° и редко достигает 10°. Но чем выше, тем склоны конуса становятся круче, как это можно наблюдать и на конусах Эльбруса. В области его фирновых полей покатость совсем незначительна, а чем выше, тем она становится круче. На восточном и на юго-восточном склоне Эльбруса, спускающемся в сторону созданных на нем теперь приютов для альпинистов, покатость постепенно возрастает по направлению к вершине и на конусе достигает 30°, а у вершины местами даже 45°.
        При подъеме от седловины на западную вершину приходится преодолевать крутизну лавовой осыпи, склон которой превышает даже 45°.
        Описанная форма Эльбруса имеет огромное значение для. альпинизма. Здесь можно было выбрать направление или "трассу" для массовых восхождений, на которой не приходится альпинистам преодолевать ни ледяных стен, где надо было бы рубить ступени и лезть вверх, вбивая крючья и страхуя себя и товарищей посредством альпийской веревки, ни непреодолимых без специальных приспособлений ледяных трещин и т.д. Эта классичность формы обусловила обширность ледяных и снежных полей Эльбруса и раскрыла возможность при восхождении выстраивать альпинистов целыми колоннами в 100—200 и даже более человек и подниматься на вершину целыми войсковыми частями.
        Эльбрус является не только самой высокой вершиной Кавказа. Ему нет равной вершины в Европе, а по величественности и красоте своих форм, по огромности сияющих на нем фирновых полей он неповторим. Вид с вершины Эльбруса так грандиозен и разнообразен, что с ним не могут сравниться даже панорамы, раскрывающиеся с Монблана и других альпийских вершин. Англичане не очень любят хвалить чужое, но вот как в своей известной книге "Исследования Кавказа" Дуглас Фрешфильд, совершивший первовосхождение на Эльбрус, описывает вид с его вершины:
        "Самым поразительным в этой панораме была центральная часть Большого Кавказа... Она была видна от самого Казбека. Я никогда не видел, — пишет Фрешфильд, — другой группы гор, которую можно было бы так хорошо наблюдать от самого низа до вершины, как группа высочайших вершин Кавказа в верховьях реки Черека. Апеннины с Монблана выглядят ничтожными по сравнению с Каштан-Тау, Дых-Тау и Шхарой с Эльбруса. Кавказские вершины изящны, их склоны круче и пики острее. Они дают полное впечатление о невидимой глубине ущелий и пропастей, разделяющих их, чего я никогда не наблюдал в Альпах. На юге была видна знаменитая Ужба с двумя куполами. Между Эльбрусом и Сванетией располагалось, как на рельефной карте, множество вершин и снежных полей Главного хребта. Позади него был виден снежный гребень Сванетского хребта и вершина Лайлы. Дальше, на юго-восток, на огромном расстоянии в синей дымке виднелись хребты турецкой границы между Батумом и Ахалцыхом".
        Совершенно понятно, что Эльбрус является в настоящее время центром внимания всех альпинистских организаций в СССР, перед которыми стала в последние годы серьезная и большая задача не только организации у нас горного туризма и альпинизма, но и быстрого создания тренированных кадров молодых альпинистов для освоения всех горных систем Союза.
        Настоящая статья ставит своей задачей познакомить молодежь хотя бы в кратких чертах со строением Эльбруса, с его топографией и его вулканической историей, а также с историей его освоения альпинистами.

II
        Классическая вулканическая вершина в виде конуса с овальным основанием и с двумя вершинами-кратерами, которые Эльбрус представляет собой в настоящее время, выросла в результате напряженной вулканической деятельности.
        Извержения вулканов, подобных Эльбрусу, изученные на многократных извержениях Везувия, следуют обычно в таком порядке: сначала идет усиленное выделение газов и, если вулкан долго перед этим находился в стадии покоя, — вслед затем происходит взрыв. Вместе с газами вырывается масса водяных паров и пепла очень высокой температуры (до 500°) и над вулканом вздымается темный дымный столб, растущий все выше и выше и распластывающийся вверху при тихой погоде в форме кроны приморской сосны. Днем этот столб кажется темным. Ночью он весь светится, освещенный снизу лучами расплавленной огненной массы, клокочущей в жерле кратера. Высота таких огненных столбов достигала при извержениях Везувия пяти километров. При извержениях в 1883г. названного выше вулкана Кракатау, столб паров и газов достигал высоты 27 км. При извержениях Эльбруса, надо полагать, он был не ниже.
        Вместе с водяными парами выбрасываются в огромном количестве углекислый газ, водород, аммиак, сернистые газы, азот и др. Это бурное выделение газов сопровождается подземными гулами и землетрясениями.
        Вырывающиеся газы обладают колоссальной силой и скоростью полета артиллерийского снаряда. Вследствие этого они взрывают со стенок кратера и увлекают за собой вверх огромное количество обломков горных пород в виде веретенообразных вулканических бомб, шлаков и особенно много пепла, т. е. мельчайших частиц разбрызганной лавы, которая при остывании сначала приобретает красно-бурый цвет, а затем превращается в светло-серую или почти белую пыль. Пепел поднимается на большую высоту, как указано — в 27 и больше км. и вследствие легкости разносится на огромные пространства и заполняет атмосферу. Весь этот материал затемняет небесный свод точно пеленой, так что днем наступает тьма. В высоте вследствие низкой температуры пары охлаждаются, сгущаются и проливаются дождями, увлекающими за собой пепел в виде ливней из камней и грязи. Падая на склоны вулкана, грязевые потоки стремительно летят по ним вниз с быстротой, превышающей бег коня вскачь, и губят все на своем пути.
        Подземный гул, землетрясения, бурные выделения водяных паров, газов, пепла и вулканических бомб — все это непрерывно усиливается и нарастает, пока наконец не происходит взрыв массы, закупоривающей точно пробкой воронку кратера. Вслед за этим появляется огненно-жидкая лава, которая иногда выбрасывается вверх в виде фонтана, а чаще выливается через края кратера или сквозь трещины в склонах вулкана. После этого сила извержения начинает ослабевать, количество выделяющихся паров, газов и пепла уменьшается, подземные удары и взрывы слабеют и вулкан постепенно затухает.
        Температура лавовых потоков вначале бывает очень высока, доходя до 1200°, и лава течет сравнительно быстро, но затем быстрота течения вследствие остывания быстро уменьшается. Поверхность лавы, охлаждаясь, покрывается твердой ноздреватой корой, под которой, точно в мешке, быстро течет жидкий лавовый поток. Застывшая лавовая корка — очень плохой проводник тепла, поэтому под твердой лавой могут долго сохраняться расплавленные массы очень высокой температуры, из которых при остывании в массе выделяются водяные пары и газы, вследствие чего на поверхности лав образуются лопающиеся, вязкие, потом застывающие пузыри, и тогда весь лавовый поток приобретает очень легкое и пористое строение. Эти пористые глыбы, наползая друг на друга, образуют целые скалы, отдельные скопления или огромные валы.
        Все эти продукты вулканической деятельности являются живыми документами, по которым можно точно определить самый ход происходившего извержения.
        Продукты извержений Эльбруса, их расположение и характер лав определенно свидетельствуют, что они происходили примерно по описанному типу, были очень сильны и повторялись неоднократно.
        Весь грандиозный конус Эльбруса сложен исключительно из продуктов его вулканической деятельности, главную массу которых представляют лавы, т.е. кристаллическая горная порода, основное содержание которой — кремнезем, или так называемая окись кремния, хорошо известная всем в виде песка или кварцевых камней. Чем больше содержание кремнезема в лаве, тем ее расплавленная текучая масса становится более вязкой. По содержанию кремнезема геологи делят лавы и дают им разные названия.
        Среди продуктов вулканической деятельности Эльбруса минералоги отмечают андезиты, дациты и липариты и промежуточные между ними породы, вязкие в самый момент извержения, содержащие от 55 до 75 проц. кремнезема. Это и обусловило его классическую коническую форму, прочно сохраняющуюся миллионы лет под мощным покровом снегов и льдов.
        Кроме лав, в извержениях Эльбруса встречаются сравнительно в небольшом количестве туфы, пемзы, лапиллы, т. е. кусочки лав не более лесного ореха, песок, вулканический пепел и так называемый обсидиан или вулканическое стекло.
        Главные массы эльбрусских лав излились на южном склоне в области потоков Азау, Терскола и др. и верховьев р. Баксана, и на северном склоне в области истоков и верховьев р. Малки.
        С востока к Эльбрусу примыкает большой горный хребет, который служит раздельным гребнем между лавовыми потоками северных и южных склонов.
        На западных склонах массива Эльбруса лавовые потоки не спускаются ниже линии вечных снегов, и здесь распространение лав сравнительно не велико.
        По своему внешнему виду лавы Эльбруса очень разнообразны. Происходит это вследствие того, что одна и та же материнская дацитовая магма, извергнутая в разные периоды вулканической деятельности Эльбруса, при остывании кристаллизовалась в различных условиях, при которых в ее строении происходили очень сложные процессы. Эти процессы и обусловили все разнообразие лав и других продуктов извержений Эльбруса.
        Окраска эльбрусских лав меняется от черного до светло-серого и от ярко-красного до бледно-розового. При этом часто красный и черный цвета в различных оттенках переплетаются друг с другом и большими порфировидньими вкраплениями.
        Кроме окраски очень разнообразны и формы, в которых кристаллизовались лавы Эльбруса. То они поднимаются в виде резко выраженных столбчатых отдельностей, как это очень четко видно на терскольском пике; то они располагаются тонко плиточными массами, лежащими друг на друге, с различными наклонами или даже стоящими вертикально; то лавы Эльбруса лежат в виде огромных скал или больших отдельных камней, или нагромождаются друг на друга в виде целых каменных потоков, или, наконец, лежат в виде брекчий, т.е. небольших камней и целых осыпей.
        Все это разнообразие продуктов вулканических извержений, как сказано, является уже последующим преобразованием одной общей для них всех дацитовой магмы, извергнутой из обособленного в недрах Эльбруса магматического бассейна, которая и является их материнской породой.

III
        В эпоху напряженного формирования хребта Большого Кавказа, вероятно в конце третичного периода, когда создавалась выпуклая (антиклинальная) складка Главного хребта, — обозначился современный горный рельеф страны в том месте, где находится Эльбрус. Грандиозные процессы, происходившие в земной коре, нарушили горизонтальное залегание пластов и тогда здесь создались необходимые условия для бурного проявления вулканических сил. Именно тогда в Эльбрусе обособился огромный магматический бассейн, а залегавшие здесь граниты, гнейсы и кристаллические сланцы были выдавлены вверх в виде пологого выпуклого свода, на котором и покоятся теперь конусы вулкана.
        В связи с этим произошло поднятие, которое идет к северу от Эльбруса и заканчивается далеко среди степей Предкавказья у ст. Невинномысской.
        При образовании выпуклого свода в кристаллических породах, служащих основанием конуса Эльбруса, создались трещины. Эти то трещины и явились очагами, из которых неоднократно повторялись потом грандиозные извержения.
        Много севернее Эльбруса, в районе Минеральных Вод, по линии, соединяющей Эльбрус с вершиной Машука, пластические массы магмы не имели силы прорвать осадочные пласты земной коры и выдавили 17 куполообразных вершин—полувулканов или так называемых лаколитов Пятигорья.
        По расположению лав и кратеров Эльбруса можно утверждать с полной достоверностью, что огромные извержения происходили затем в области Эльбруса еще в начале четвертичного периода в так называемую ледниковую эпоху.
        Предположительно можно с полным основанием утверждать, что достаточные извержения на Эльбрусе происходили и в более позднее время, на заре человеческой истории.
        В результате этих напряженных повторных извержений и образовался современный Эльбрус. Длительный процесс его создания можно представить в следующей схеме.
        Свод из кристаллических пород в основании Эльбруса образовался в широтном направлении, т.е. с запада на восток, а трещины в нем расположились перпендикулярно линии свода, т. е. с юга на север. Через эти трещины из названного выше общего бассейна дацитовой магмы происходили все извержения на Эльбрусе, но при этом центры их перемещались и магма изливалась в разные периоды из разных трещин, расположенных очень недалеко друг от друга. Поэтому все кратеры Эльбруса оказались очень сближенными между собой, а извергнутые ими продукты вошли составными частями в одну общую коническую громаду этого вулкана.
        Если смотреть на современный Эльбрус, то даже неопытному глазу ясно видно, что обе его макушки представляют собой вполне самостоятельные вулканические конусы, на каждом из которых совершенно ясно выражены кратерные воронки.
        Седловина, разделяющая западную и восточную вершины Эльбруса, — это слившиеся вместе стороны его двух самостоятельных кратеров, расположенных по отношению друг к другу в направлении с запада на восток. Оси этих кратеров находятся друг от друга в расстоянии всего полутора километра.
        Таким образом, обе главы современного Эльбруса — это два более юных его кратера, основания которых слились в один общий конус.
        Из них наиболее юным кратером является западная вершина (высота 5.633 м.). Современная восточная вершина Эльбруса представляет кратер несколько более ранний, чем западная, но обе они относятся к одному позднейшему периоду его вулканической деятельности.
        Эти более юные кратеры Эльбруса покоятся на развалинах двух древних более грандиозных его кратеров, которые своими основаниями тоже примыкали друг к другу, но располагались в отношении друг друга по линии с юго-запада на северо-восток.
        Самый древний из кратеров находится к юго-западу от конусов Эльбруса в области вершин Хотю-Тау—Азау. Этот древнейший кратер заполнен огромным ледяным полем или фирновым цирком. Его конус разрушен и представляет в настоящее время остатки полуовала в виде круто обрывающихся выступов над этим фирновым цирком, который питает ледники, текущие с Эльбруса, — Большой Азау и Кукуртлю.
        Этот древнейший Хотю-Тау-Азауский кратер при извержении был прорван в юго-западном направлении и из него вытекли массы древнейших лав Эльбруса.
        Следующий по времени кратер расположен к северо-востоку от первого и в настоящее время почти совсем разрушен и представляет собою огромное овальное ледяное озеро к востоку от конуса Эльбруса, на котором края этого кратера можно отчетливо наблюдать в обильных лавовых обнажениях, окружающих фирновый бассейн, заполняющий этот древнейший кратер. Если смотреть с этих лавовых обнажений на Эльбрус, то он представляется в виде чашки, опрокинутой кверху дном на блюдце, края которого и представляют остатки воронки этого второго по времени древнего кратера Эльбруса.
        В описаниях различных восхождений на Эльбрус имеются еще неясные указания на существование побочных кратеров у краев Хотю-Тау-Азауского фирнового цирка и на склонах обоих современных вершинных конусов Эльбруса.
        Научные геологические исследования не подтвердили существования на Эльбрусе такого рода, как говорят геологи, паразитических кратеров.
        Точно установлено четыре описанных выше кратера, по расположению которых и по извергнутым ими продуктам можно достоверно сказать, что Эльбрус имел по крайней мере четыре периода грандиозной вулканической деятельности, между которыми он постепенно остывал, покрывался снегами и фирновыми полями и с него стекали во все стороны грандиозные ледяные потоки. На самых склонах Эльбруса нет лавовых обнажений, перемежающихся с моренными отложениями ледников, как это очень четко видно на склонах Казбека, история которого совершенно аналогична с вулканической историей Эльбруса. Однако несомненно, что в области Эльбруса вулканические извержения перемежались с периодами оледенения, так как в долине Баксана и его левых притоках находится много следов оледенения, бывшего до начала извержений Эльбруса, и в очень большом количестве следы оледенения ледниковой эпохи.
        Таким образом в своей истории Эльбрус не менее четырех раз оживал, проявлял бурную вулканическую деятельность в грандиозных размерах и затем замирал и переходил в разряд так называемых потухших вулканов.
        После того как его извержения прекращались, — из его кратера и из трещин на его склонах еще очень долго выделялись водяные пары и газы. Чем выше была температура внутри вулкана, тем газов было больше и тем разнообразнее был их состав. Кроме массы водяных паров выделялся азот, кислород, водород, амиак, сернистые соединения и др. газы. С понижением температуры, выделение большинства из них прекращалось и оставались, главным образом, водяные пары и сернистые соединения. Как раз в настоящее время в этой фазе своей вулканической деятельности, которую геологи называют фумарольной фазой, и находится вулкан Эльбрус. Внутри его еще сохраняются массы очень высокой температуры, и из них постоянно выделяются сернистые газы, запах которых всегда чувствуют горовосходители на северном склоне восточного кратера Эльбруса. Вторым характерным признаком вулканов, находящихся в стадии затухания, являются выходы источников, насыщенных углекислотой и различными минеральными солями. Лавы Эльбруса являются родиной множества таких источников, — горячих и холодных, — из которых широко известны так называемые "Горячие Нарзаны" или Джилы-Су на северном склоне у истоков р. Малки.
        В недрах Эльбруса творятся во множестве и те минеральные воды, что направляются от него к северу по склонам описанного выше поднятия и выходят в массе у вершин Пятигорья в районе Минеральных Вод, и, смешиваясь с водами, проникающими с поверхности, образуют знаменитые лечебные источники, которыми ежегодно пользуются десятки тысяч трудящихся Союза.
        Вблизи Эльбруса Нарзаны выбиваются из его лав повсюду.
        Землетрясения на Эльбрусе бывают нередко и в наше время и сейсмологические станции считают его одним из двенадцати постоянных очагов землетрясений в горах Большого Кавказа.
        23 апреля 1923 года происходило землетрясение с эпицентром на Эльбрусе настолько большой силы, что распространившиеся волны его разрушили все входы в шахты известных Садонских рудников в районе Военно-Осетинской дороги, т. е. примерно в полутораста километрах от Эльбруса.
        В течение геологической эпохи, в которую мы живем, Эльбрус повидимому не проявлял бурной вулканической деятельности, хотя древние географы, не производившие на нем, конечно, никаких исследований, считали его "огнедышащей горой". На картах XVI в., в космографии Себастиана Мюнстера, он даже изображен в момент извержения. У различных народов Кавказа живы и сейчас еще легенды о грандиозных извержениях Эльбруса.
        Возможно, что на заре человеческой истории он совершал свои извержения.
        Все описанные явления несомненно свидетельствуют о том, что в недрах Эльбруса сохраняются массы очень высокой температуры и что фумарольная фаза его продолжается. Но, конечно, никто не может сказать — когда, где и как вновь оживут вулканические силы Эльбруса.

IV
        Так идет жизнь внутри этого грандиозного вулкана. Но и с поверхности он менее спокоен, чем кажется, когда смотришь на него издали. Высчитано, что на Эльбрусе ежегодно выпадает столько снега, что если бы снег здесь не исчезал, Эльбрус за нашу эру вырос бы на 2 км. Однако высота Эльбруса остается постоянной. Снег, выпадающий на его вершине, частью сдувается с него ветром, частью при больших морозах испаряется в воздухе, частью слеживается, превращается в фирн и стекает с его склонов, образуя огромные ледники. Наконец, со снежных и ледяных полей Эльбруса то и дело срываются и падают снежные лавины.
        Особенно напряженно, как и всюду на земле, идет жизнь на Эльбрусе в летнюю ясную погоду, когда освещенный и согретый солнцем, он ярко сверкает алмазами своих снегов. Тогда идет усиленное таяние, текут ручейки и целые реки. Талые воды проникают во все углубления, во все трещины и разрывы льдов и скал, а с наступлением ночи вода замерзает и, расширяясь, рвет и крошит, словно порох, льды и горные породы.
        На самой вершине Эльбруса (высота 5.633 м.) и вниз по его склонам до высоты в 4.900 м. температура воздуха всегда стоит ниже нуля, и здесь таяния никогда не бывает. Это — пояс снегов, где не происходит образования фирна, так как таяние — совершенно необходимое условие для того, чтобы мелкие кристаллики-звездочки снега перекристаллизовались в зернистую ледяную массу фирна. Снег в этом верхнем поясе Эльбруса, как сказано, или обращается прямо в пар, или сбрасывается, скатывается, или медленно сползает с крутых склонов под давлением тяжести.
        Ниже 4.900 м. и до высоты в 3.800 м. на конусе Эльбруса лежит сплошной пояс ледяных полей или, как говорят геологи, один общий кольцеобразный фирновый бассейн. Здесь снега превращаются в зернистую массу льда и этот лед под давлением тяжести продолжает перекристаллизовываться, маленькие ледяные горошины превращаются в кристаллы, достигающие величины голубиного яйца, смерзающиеся в сплошные массы глетчерных льдов, очень твердых, но в то же время пластичных, способных к течению по всем законам течения жидкости, как течет тесто или смола.
        Этот кольцевой фирновый бассейн, занимающий 1100 м. по вертикальной линии, питает все ледники Эльбруса. Подсчитано, что с этого грандиозного вулкана течет 13 больших ледников, льды которых заполняют желоба между выступами лавы и питают главные водные артерии Северного Кавказа — Кубань, Малку, Баксан и притоки р. Терека.
        Кроме того, на обрывах и крутых склонах Эльбруса залегло больше 70 коротких или висячих ледников так называемого скандинавского типа с очень мелкими ложами и обрывающимися языками.
        Снега и льды Эльбруса в общей своей массе представляют огромную арктическую страну. Общее их пространство — около 150 кв. км. (точно — 143 кв. км.). Наиболее богат снегами и льдами северный склон Эльбруса, так как юго-западные ветры, приносящие влагу с Черного моря и оставляющие ее на вершине Эльбруса в виде снегов, сбрасывают их в массе на этот склон. Здесь находятся и самые большие ледники вулкана. Наибольший из них ледник. Уллу-Чиран. Он представляет собой грандиозный ледяной поток, текущий прямо на север, толща льдов которого у конца ледникового языка достигает 65 м, а в средней части в несколько раз больше. Спускается Уллу-Чиран до высоты 2.900 м. и дает начало р. Малке. Почти параллельно залегает ледник Кара-Джюль. Между этими ледниками лежит широкий вал, образованный мореной, — так называемый перевал Бурунташ, служащий водоразделом между бассейнами рек Кубани и Малки. Восточнее перевала Бурунташ стекают ледники — уже Названный Уллу-Чиран, Кара-Чаул, Уллу-Кол, Уллу-Мальян-Дерку, Мекель-Чиран, Бирджалы-Чиран, Чугун-Чур, Чат-Чиран.
        К западу от перевала Бурунташ с Эльбруса стекают ледники, дающие начало потокам, из которых образуется р. Кубань. Эти ледники — Уллу-Кам и Уллу-Хурзук.
        Восточный склон Эльбруса заканчивается, как описано выше, небольшим плато, сплошь заполненным фирновым бассейном, из которого текут два большие ледника Ирик-Чат и ледник Ирик.
        Южный склон Эльбруса много более пологий, чем северный Общее протяжение его — около 5 км. Он заканчивается у вершин Уллу-Кам и Азау-Баши, поднимающихся на горной перемычке между Эльбрусом и Главным хребтом.
        С южного склона стекают четыре больших ледника — Большой и Малый Азау, Гара-Баши и самый восточный — ледник Терскол.

V
        Первые попытки восхождения на вершину Эльбруса были предприняты более ста лет тому назад, в 1829г., экспедицией, снаряженной командующим Северо-Кавказской линией во время Кавказской войны. Никто из экспедиции не только не достиг высшей точки Эльбруса, но даже и не приблизился к ней.
        Первовосхождение на Эльбрус было совершено 19 июля 1868 года и организовано членом Горного клуба в Лондоне англичанином Дугласом Фрешфильдом. Взошли на вершину шесть человек: Фрешфильд, его компаньоны англичане Туккер и Мур, швейцарский проводник Девуасу и два проводника из балкарских охотников — Ахиа Сотаев и Дечи Дацоев. Среди этих шести первовосходителей, по описанию Фрешфильда, актив представляли — он сам и балкарцы Сотаев и Дацоев, без участия которых, без их настойчивости и помощи в трудных местах самое восхождение не удалось бы.
        В последующие 50 слишком лет до революции было совершено на вершину Эльбруса 29 восхождений, и все они отмечались специальной печатью. Несравненно большее количество попыток взойти на вершину не удалось. Основным отличием всех удачных и неудачных восхождений было стремление форсировать вершину, т.е. подняться возможно скорее, с одним ночлегом на ледяных полях, с тем, чтобы возможно меньшее время пребывать в разреженном воздухе, и естественно — большею частью горовосходители падали в припадках горной болезни. Сама идея о том, что при восхождении на вершину нужно к ней привыкнуть, приспособиться или, как говорят, акклиматизироваться в разреженном воздухе, тогда не существовала.
        Кроме того, на Эльбрусе не было никаких приютов. Он совсем не был освоен альпинистами и не было изучено то наиболее легкое направление, по которому теперь поднимаются на Эльбрус и отдельные альпинисты, и целые войсковые части и происходят такие массовые походы, как Кабардино-Балкарская альпиниада "638".
        Первое массовое восхождение на восточную вершину Эльбруса было совершено альпинистами 12 августа 1925 года. Его блестяще осуществила группа грузинских восходителей в составе 19 человек, под руководством Г.Н. Николадзе.
        Второе массовое восхождение в 1928 году совершили курсанты кавалерийской школы из Тифлиса, под руководством В.Т. Клементьева, который затем в 1933 году организовал первую альпиниаду РККА, когда вершины достигли 57 командиров.
        Совершенно исключительно была организована вторая альпиниада РККА 1934 года, когда была впервые разработана методика массовых походов на Эльбрус и детально изучена "трасса" восхождения. На вершину поднялось 276 командиров.
        Успех альпиниады РККА 1934 года оказался небывалым. Весть о нем быстро распространилась в воинских частях, среди слушателей военных школ и военных академий, и среди командиров создалось широкое движение альпинизма. Зимою 1935 года были организованы зимние альпиниады на вершины Эльбруса и Казбека, причем на последний поднялись в тяжелых зимних условиях 16 женщин — жен командиров РККА. Наконец в Кабардино-Балкарии по инициативе тов. Калмыкова была организована и затем блестяще проведена колхозная альпиниада "638-ми", которой посвящена эта книжка. В Нальчике открыт в октябре 1935 года первый в Союзе альпийский" клуб и проводится подготовка к подъему в 1936г. 3000 человек. Инспекция физкультуры и спорта Красной армии создала в Терсколе школу альпинизма, которая в 1935г. дала первый выпуск инструкторов-альпинистов РККА, получивших очень солидную теоретическую и практическую тренировочную подготовку в восхождениях на наиболее трудные вершины Большого Кавказа. Не считая восхождений, совершенных командирами РККА в 1935 году на вершины Тянь-Шаня, Памира, и Алтая, в восхождениях на вершину Эльбруса в этом году приняло участие более 500 командиров. Предположительные цифры на 1936 год определяются тысячами. Разработана методика восхождений, созданы кадры инструкторов-альпинистов, заготовлены запасы альпийского снаряжения. Движение окрепло, влилось в организованное русло и собрало вокруг себя уже тысячи представителей советской молодежи, имеющих значки альпиниста СССР, увлеченных девизом альпинистов всех стран и народов — "вперед и выше!".

Дальше: Эльбрус. (сказка).