К оглавлению...

Образование Союза Советских Социалистических Республик
          Полковой комиссар А. Лопатенко.

Великая Октябрьская социалистическая революция избавила народы России от национального гнета и капиталистического рабства. Она открыла новую эру в истории человечества - эру освобождения зависимых стран и народов от империалистического гнета и порабощения, эру мировой социалистической революции.
        15(2) ноября 1917 года великие вожди пролетарской социалистической революции Ленин и Сталин подписали "Декларацию прав народов России". В декларации говорилось, что свободное развитие народов России и полное их равноправие являются законом.
        В годы гражданской войны трудящиеся массы всех национальностей нашей родины под руководством рабочего класса и партии большевиков отстояли завоевания Октября, объединенными усилиями разгромили полчища иностранных интервентов и внутренней контрреволюции и создали многонациональное Советское государство, основанное на братском содружестве и сотрудничестве наций в общей борьбе за социализм.

Величайшим достижением большевистской партии и советской власти в проведении ленинско-сталинской национальной политики является создание на территории бывшей царской России советских социалистических национальных республик и образование СССР - великого братства народов.
        "В октябре 1917 года, когда у нас развернулась великая пролетарская революция, когда мы свергли царя, помещиков и капиталистов, великий Ленин, наш учитель, наш отец и воспитатель сказал, что не должно быть отныне ни господствующих, ни подчиненных народов, что народы должны быть равными и свободными. Этим он похоронил в гроб старую царскую, буржуазную политику и провозгласил новую, большевистскую политику - политику дружбы, политику братства между народами нашей страны" (Сталин. Речь на совещании передовых колхозников и колхозниц Таджикистана и Туркменистана).
        Образование советских социалистических братских республик шло вместе с победой социалистической революции, вместе с установлением советской власти на окраинах.
        20 ноября 1917 года была провозглашена советская власть в Белоруссии. Вооруженная интервенция немецкого империализма в начале 1918 года установила в Белоруссии кровавое господство помещиков и капиталистов. К концу 1918 года войска немецкого империализма были изгнаны с Белорусской земли и 1 января 1919 года образовано Временное рабоче-крестьянское правительство Белоруссии.
        В декабре 1917 года была провозглашена автономия Украины на базе советской власти. Но предатели украинского народа из Центральной Рады, вели политику соглашения с внутренней и внешней контрреволюцией и 9 февраля 1918 года заключили в Бресте договор с германо-австрийским империализмом. По этому договору Украина была оккупирована войсками германо-австрийского империализма.
        Под руководством большевистской партии Ленина-Сталина рабочий класс и трудовое крестьянство Украины с помощью русских рабочих и крестьян свергли своих угнетателей, восстановили 28 ноября 1918 года советскую власть и очистили Украину от оккупантов.
        В апреле 1918 года была создана АССР Туркестана. В феврале 1919 года в письме к парторганизациям и совдепам Туркестана товарищ Сталин писал, что необходимо поднять культурный уровень трудовых слоев народа, просветить их социалистически, развить литературу на местных языках, ввести наиболее близких пролетариату местных людей в советские организации, приобщить их к делу управления краем, сделать таким путем советскую власть близкой и родной для трудящихся Туркестана.
        Большое значение в укреплении дружбы народов нашей страны сыграл III съезд Советов РСФСР, проходивший с 23 по 31 января 1918 года. Съезд принял "Декларацию трудящегося и эксплуатируемого народа", в которой говорилось: "Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик".
        III съезд Советов заслушал доклад товарища Сталина о Федеративной Советской Республике и по национальному вопросу. В докладе товарищ Сталин указал, что "только советская власть открыто провозгласила право всех народностей на самоопределение, вплоть до полного отделения от России" (Сталин. Статьи и речи об Украине, стр. 34).
        III съезд всецело одобрил национальную политику советского правительства, принял постановление о федеральных учреждениях Российской Республики и специальное обращение ко всем народам, где говорилось: "Съезд выражает свое глубокое убеждение в том, что дальнейшие шаги Советской власти в этом направлении будут способствовать превращению бывшей Российской империи, удерживавшей в своих пределах отдельные народности угнетением и насилием, - в братский союз свободно соединяющихся на федеративных началах Советских Республик России".
        Оценивая значение III съезда Советов, Ленин при его закрытии говорил:
        "Можно сказать с неоспоримым основанием, что третий съезд Советов открыл новую эпоху всемирной истории, и ныне, в условиях мировой революции, все значение этого съезда начинает сознаваться все более и более. Этот съезд, закрепивший организацию новой государственной власти, созданной Октябрьской революцией, наметил вехи грядущего социалистического строительства для всего мира, для трудящихся всех стран.
        У нас, в России, в области внутренней политики теперь окончательно признан новый государственный строй Социалистической советской республики, как федерации свободных республик разных наций, населяющих Россию" (Соч., т. XXII, стр. 223).
        10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию РСФСР, в основу которой были положены "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", "Декларация прав народов России" и решения III съезда Советов "О федеральных учреждениях Российской Республики". Конституция РСФСР явилась образцом для всех братских советских социалистических республик. Творцами этой Конституции были Ленин и Сталин.
        Внутри РСФСР были образованы: в октябре 1918 года - АССР Немцев Поволжья, 23 сентября 1919 года - Башкирская АССР, 26 августа 1920 года - Казахская АССР.
        Великие вожди Октябрьской социалистической революции Ленин и Сталин непосредственно руководили работой по образованию автономных советских социалистических республик и строительством советской власти в них. Еще в мае 1918 года, на совещании по созыву учредительного съезда Татаро-Башкирской Республики, товарищ Сталин указывал, что идея автономии проистекает из самого существа Октябрьской революции, давшей свободу национальностям. Автономия есть форма. Весь вопрос в том, какое классовое содержание вливается в эту форму. Советская власть стоит за такую автономию, где бы власть находилась в руках рабочих и крестьян. Такой автономией является автономия на советских началах, то-есть на основе признания советской власти, диктатуры пролетариата.
        Под руководством партии Ленина-Сталина в ходе гражданской войны были разгромлены и изгнаны с советской земли грузинские меньшевики, армянские дашнаки, азербайджанские муссаватисты и их хозяева - английские, французские и другие империалисты. Вся эта контрреволюционная нечисть стремилась навязать вольнолюбивым народам Закавказья ярмо империализма и несла с собой невиданный гнет, разорение и эксплоатацию для широких трудящихся масс.
        В апреле 1920 года была установлена советская власть в Азербайджане и образована Азербайджанская ССР.
        В ноябре 1920 года установлена советская власть в Армении и образована Армянская ССР.
        В феврале 1921 года установлена советская власть в Грузии и образована Грузинская ССР.
        По инициативе Лещина и Сталина, под их непосредственным руководством и при самом активном участии товарищей Кирова, Орджоникидзе и Микояна 12 марта 1922 года была образована Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика.
        Против создания Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики выступили грузинские национал-уклонисты. "Национал-уклонисты были против создания Закавказской федерации, против укрепления дружбы народов Закавказья. Уклонисты вели себя по отношению к другим национальностям в Грузии, как настоящие великодержавные шовинисты. Они выселяли из Тифлиса всех негрузин, особенно армян, издали закон, по которому грузинка, выходя замуж за негрузина, теряла грузинское гражданство. Грузинских национал-уклонистов поддерживали Троцкий, Радек, Бухарин, Скрыганик, Раковский" ("Краткий курс истории ВКЩб)", стр. 251-252).
        Под руководством Ленина и Сталина партия большевиков разоблачила и разгромила грузинских национал-уклонистов и их союзников - троцкистов и бухаринцев.
        Создание ЗСФСР сыграло огромную роль в деле уничтожения национальной розни, установления дружбы между народами, восстановления и подъема народного хозяйства в республиках Закавказья.

Советские республики, возникшие в результате Великой Октябрьской социалистической революции вне РСФСР, с первых же дней, своего существования стремились к более тесному союзу и сотрудничеству с ней.
        18 мая 1919 года ЦИК УССР обратился к советским республикам с предложением объединить все материальные средства, необходимые для ведения борьбы в защиту советской власти.
        В результате договора, заключенного между РСФСР, УССР и БССР ВЦИК РСФСР опубликовал постановление об объединении советских республик - России, Украины и Белоруссии - для борьбы против империализма.
        IV Всеукраинский съезд Советов 20 мая 1920 года заявил, что УССР, сохраняя свою Конституцию, является членом Всероссийской Советской Федеративной Социалистической Республики.
        30 сентября 1920 года был заключен договор о военно-экономическом союзе Азербайджанской ССР с РСФСР. В обращении Военно-Революционного Комитета Азербайджанской Независимой Советской Республики Советской России говорилось: "Не имея возможности собственными силами удержать натиск соединенных банд внешней и внутренней контрреволюции, Военно-Революционный Комитет предлагает правительству Российской Советской Республики вступить в братский союз для совместной борьбы с мировым империализмом".
        Договоры о более тесном сотрудничестве были заключены также между РСФСР и Грузией (21 мая 1921 года) и между РСФСР и Арменией (в сентябре 1921 года).
        Под руководством ленинско-сталинской партии в ожесточенной гражданской войне окреп и закалился боевой союз рабочих и крестьян разных национальностей, сложилась и выросла великая дружба народов нашей социалистической родины.
        Руководимая великими стратегами пролетарской революции Лениным и Сталиным, Красная Армия, армия многонационального советского народа, разгромила силы внутренней контрреволюции и мирового империализма и выбросила их с советской земли.
        Разгромленные в годы гражданской войны империалистические хищники, собравшись на международную конференцию в Генуе, предъявили советским республикам наглые требования денационализации предприятий, возврата имущества иностранцев, уплаты довоенных долгов и т.д. Эти наглые притязания империалистов встретили объединенный отпор со стороны всех советских республик.
        22 февраля 1922 года все советские республики подписали соглашение о совместном выступлении на Генуэзской конференции и о передаче РСФСР своего представительства для участия в этой конференции.
        Это соглашение еще теснее объединило братские советские социалистические республики.
        Разгром сил внутренней контрреволюции и международного империализма и очищение нашей страны от интервентов обеспечили возможность перехода к мирному строительству социализма у нас в стране.
        Задачи строительства социализма, дальнейшего укрепления обороны страны и всестороннего развития всех национальностей нашей родины требовали более тесного союза всех народов нашей страны.
        "Теперь, когда вся территория Советской страны была очищена от интервентов, а задачи строительства социализма и обороны страны требовали дальнейшего укрепления союза народов Советской страны, на очереди встал вопрос о более тесном объединении Советских республик в едином государственном союзе. Надо было объединить все народные силы для строительства социализма. Надо было организовать крепкую оборону страны. Надо было обеспечить всестороннее развитие всех национальностей нашей родины. Для этой цели необходимо было еще больше сблизить все народы Советской страны" ("Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 249).
        В середине 1922 года по инициативе Закавказских республик во всех советских республиках была развернута широкая агитационно-пропагандистская работа за создание Союза Советских Социалистических Республик. Очередные съезды ЗСФСР, УССР и БССР, состоявшиеся в декабре 1922 года, вынесли решение об объединении советских социалистических республик.
        В конце декабря 1922 года состоялся X Всероссийский съезд Советов, на котором 26 декабря с докладом об объединении советских республик выступил товарищ Сталин. С исключительной яркостью и глубиной показал товарищ Сталин обстоятельства, определяющие необходимость объединения советских республик в одно союзное государство, и указал основы договора об объединении братских советских республик. Товарищ Сталин указал, что три группы обстоятельств определили неизбежность объединения советских республик в одно союзное государство.
        К первой группе обстоятельств относятся факты, касающиеся внутреннего хозяйственного состояния. Во-первых, необходимость объединения всех хозяйственных ресурсов для более рационального их использования и развития основных отраслей хозяйства, составляющих становой хребет советской власти во всех республиках. Во-вторых, сложившееся исторически естественное разделение труда, хозяйственное разделение труда, между различными районами и республиками нашей федерации. ...В-третьих, единство основных средств сообщения по всей федерации, составляющих нерв и фундамент всякого возможного объединения" (Сталин. Марксизм и национально-колониальный вопрос, стр. 90-91).
        Вторая группа обстоятельств, определивших объединение советских социалистических республик, - это факты, связанные с нашим внешним положением. Во-первых, необходимость усиления обороны нашей страны. Во-вторых, необходимость сохранения и укрепления монополии внешней торговли и создания единого экономического фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения. Наконец, необходимость создания единого фронта советских республик по линии дипломатической.
        Первая и вторая группы обстоятельств действовали с первых дней существования советской власти. Однако эти обстоятельства приобрели исключительную силу только после окончания гражданской войны, когда республики впервые получили возможность приступить к хозяйственному строительству, впервые увидели "всю необходимость объединения как по внутренней хозяйственной линии, так и по линии внешней".
        "Наконец, третья группа фактов, тоже требующих объединения и связанных с характером строения советской власти, с классовой природой советской власти. Советская власть построена так, что она, интернациональная по своей внутренней сущности, всячески культивирует в массах идею объединения, сама толкает их на путь объединения" (там же, стр. 92).
        В резолюции, предложенной товарищем Сталиным X съезду РСФСР, указывалось: "В основу объединения положить принцип добровольности и равноправия республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза Республик" (Там же, стр. 94).
        В заключительной части своего доклада товарищ Сталин указал, что со времени образования советских республик государства мира разбились на два лагеря: на лагерь социализма и на лагерь капитализма. В лагере капитализма мы имеем империалистические войны, национальную рознь, угнетение, колониальное рабство и шовинизм. В лагере Советов, в лагере социализма, мы имеем, наоборот, взаимное доверие, национальное равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.
        "Будем надеяться, товарищи, - говорил товарищ Сталин, - что образованием нашей союзной республики мы создадим верный оплот против международного капитализма, что новое союзное государство послужит новым решительным шагом по пути к объединению трудящихся всего мира в единую Мировую Социалистическую Советскую Республику", (Сталин. Марксизм и национально-колониальный вопрос, стр. 95).
        X съезд РСФСР единодушно принял резолюцию, предложенную великим Сталиным, о создании Союза Советских Социалистических Республик.
        30 декабря 1922 года состоялся I съезд Советов СССР. Съезд заслушал доклад товарища Сталина об объединении советских республик. Этот день был днем величайшей радости и подъема трудящихся масс Советского Союза и мирового пролетариата.
        I съезд Советов СССР вынес решение о создании Союза Советских Социалистических Республик, куда вошли союзные республики: РСФСР, УССР, ЗСФСР и БССР.
        I съезд Советов Союза ССР принял разработанные и предложенные товарищем Сталиным декларацию и договор об образовании СССР, как союзного государства.
        Создание СССР имело величайшее мировое историческое значение. Характеризуя значение образования СССР, товарищ Сталин в своем докладе на этом съезде говорил:
        "Сегодняшний день является днем торжества новой России, разбившей цепи национального угнетения, организовавшей победу над капиталом, создавшей диктатуру пролетариата, разбудившей народы Востока, вдохновляющей рабочих Запада, превратившей красный стяг из знамени партийного в знамя государственное и собравшей вокруг этого знамени народы советских республик для того, чтобы объединить их в одно государство, в Союз Советских Социалистических Республик, прообраз грядущей Мировой Советской Социалистической Республики" (там же, стр. 97).
        Образование СССР обеспечило объединение всех народных сил для строительства социализма и обороны страны, для всестороннего развития всех национальностей нашей родины.
        "Создание Союза Советских Социалистических Республик означало укрепление Советской власти и крупную победу ленинско-сталинской политики партии большевиков по национальному вопросу" ("Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 249).

Все вопросы, связанные с созданием Союза Советских Социалистических Республик, теоретически глубоко и блестяще разработаны товарищем Сталиным и проведены в жизнь под его же непосредственным руководством.
        Еще в 1921 году в тезисах "Об очередных задачах партии в национальном вопросе" товарищ Сталин развернул перед X съездом партии в кратких словах огромную программу по национальному вопросу:
        "а) развить и укрепить у себя советскую государственность в формах, соответствующих национальному облику этих народов; б) поставить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения; в) развить у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные учреждения на родном языке" (Сталин. Марксизм и национально-колониальный вопрос, стр. 70).
        Товарищ Сталин указывал, что без помощи отсталым национальностям в деле их культурного и хозяйственного развития так называемое "национальное равноправие превращается в звук пустой".
        Сталинская программа развития национальностей на базе диктатуры рабочего класса была целиком принята X съездом партии.
        В своем докладе XII съезду партии "Национальные моменты в партийном и государственном строительстве" товарищ Сталин подчеркнул огромное значение нашей политики по национальному вопросу. Угнетенные народы на Западе и Востоке видят в Советском Союзе образец разрешения национального вопроса и ликвидации национального гнета. Товарищ Сталин указал на необходимость энергичной работы по ликвидации хозяйственного и культурного неравенства между народами Советского Союза, создания в этих республиках очагов промышленности.
        Товарищ Сталин призвал партию к решительной борьбе с уклонами в национальном вопросе - с великорусским шовинизмом и местным буржуазным национализмом.
        Товарищ Сталин разоблачил выступивших против образования СССР грузинских национал-уклонистов и их союзников - троцкистов и бухаринцев.
        Товарищ Сталин подчеркнул, "что, кроме права народов на самоопределение, есть еще право рабочего класса на укрепление своей власти, и этому последнему праву подчинено право на самоопределение" (Стеногр. отчет XII съезда РКП(б), стр. 697).
        XII съезд партии по докладу товарища Сталина поставил перед всей партией задачу ликвидации "фактического, т.е. хозяйственного и культурного неравенства между народами Советской страны, указал пути к этому и мобилизовал партию на борьбу против оппортунистических уклонов в национальном вопросе - как против уклона в сторону великодержавного шовинизма, так и против уклона в сторону местного национализма.
        Вскоре после XII съезда партии под руководством товарища Сталина было проведено специальное совещание ЦК РКП(б) с работниками национальных республик и областей по национальному вопросу. Это совещание имело большое значение в деле выполнения указания товарища Сталина и решений XII съезда партии по национальному вопросу.
        На совещании "были разоблачены группа татарских буржуазных националистов - Султан-Галиев и другие и группа узбекских национал-уклонистов - Файзула Ходжаев и другие" ("Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 252).
        Под руководством товарища Сталина партия большевиков разоблачила и разгромила троцкистско-бухаринскую и националистическую нечисть.
        Товарищ Сталин является организатором Союза ССР и творцом его первой Конституции.
        6 июля 1923 года на Второй Сессии ЦИК СССР была принята и введена в действие Конституция СССР, разработанная под руководством товарища Сталина комиссией, созданной ЦИК СССР 20 января 1923 года.
        Окончательное утверждение Конституции СССР состоялось в январе 1924 года, на II съезде Советов СССР. Борьба за построение социализма, равноправие всех наций, добровольность объединения советских республик, охрана суверенитета союзных республик, обеспечение им права свободного выхода и объявление открытым доступа в Союз всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть, - вот основные положения Конституции СССР 1924 года.
        На основе укрепления советской власти, диктатуры пролетариата и хозяйственно-культурного роста в 1924 году было проведено национальное размежевание народов Средней Азии и образованы Туркменская и Узбекская АССР. 13 мая 1925 года, на III съезде Советов СССР, вошли в состав СССР как союзные республики Туркменская и Узбекская ССР.
        В 1926 году была создана Таджикская АССР, а на VI съезде Советов СССР, в марте 1931 года, было оформлено вхождение Таджикистана в СССР в качестве союзной республики.

Вместе с ростом Советского Союза шел рост всех населяющих его народов, их консолидация.
        Под руководством великой большевистской партии во главе с гениальным Сталиным трудящиеся массы всех национальностей нашей родины "в братском союзе построили в СССР социализм.
        В ноябре-декабре 1936 года на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов была принята новая Конституция СССР - Сталинская Конституция победившего социализма. В своем докладе о проекте Конституции на VIII съезде Советов товарищ Сталин говорил: "Наше советское общество добилось того, что оно уже осуществило в основном социализм, создало социалистический строй" (Сталин. Доклад о проекте Конституции Союза ССР").
        Сталинская Конституция победившего социализма внесла новые изменения в состав членов СССР. На основе Сталинской Конституции выросшие и окрепшие Казахстан и Киргизия стали союзными республиками.
        В новых условиях, когда каждая закавказская республика прочно стала на ноги, необходимость прежней федерации в Закавказье отпала. Закавказские советские социалистические республики вошли в состав СССР как союзные республики.
        В качестве союзных республик по Сталинской Конституции в состав СССР вошло 11 советских социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР, Узбекская ССР, Таджикская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР. В союзные республики входят 22 автономные республики и 9 автономных областей.
        Основа этого союза - "добровольность и правовое равенство членов Союза" (Сталин). Каждая союзная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР.
        Сотни лет лучшие люди человечества мечтали об уничтожении классовой вражды, национальной розни и угнетения человека человеком, в том числе и национального гнета. Миллионы людей в капиталистическом мире продолжают мечтать об этом и сейчас. В СССР эта мечта стала действительностью. В СССР победил социализм, ликвидированы все виды угнетения человека человеком и осуществлено великое братство и сотрудничество народов. Невиданно поднялся материальный уровень трудящихся всех национальностей и расцвела национальная по форме и социалистическая по содержанию культура народов СССР.
        В Сталинской Конституции говорится: "Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.
        Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения - караются законом" (Конституция СССР, статья 123).
        Сталинская Конституция обеспечивает за каждым гражданином нашей социалистической родины право на труд, право на отдых, право на образование. СССР под руководством партии Ленина-Сталина превратился в мощную индустриальную страну, в неприступную крепость социализма. Многонациональный советский народ создал сильнейшую в мире непобедимую Красную Армию. "В результате мы имеем теперь вполне сложившееся и выдержавшее все испытания многонациональное социалистическое государство, прочности которого могло бы позавидовать любое национальное государство в любой части света" (Сталин. Доклад о проекте Конституции Союза ССР).
        Сталинская Конституция для нас является итогом борьбы и побед на фронте освобождения человечества. Для народов капиталистических стран Сталинская Конституция есть великая программа борьбы за социализм, против капитализма, она показывает путь освобождения всем трудящимся и угнетенным от капиталистического гнета и эксплоатации.
        Великая Октябрьская социалистическая революция показала новый, пролетарский, интернациональный, социалистический метод решения национального вопроса. Только социалистический строй обеспечивает невиданный расцвет хозяйства и культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию, для всех больших и малых народов. Только в СССР, в стране социализма, отсутствует национальное неравенство и процветает великая дружба и любовь между трудящимися всех национальностей.

Буржуазные империалистические государства, построенные на национальном угнетении и вражде, обречены на распад и крах. Об этом ярко говорит факт развала буржуазно-помещичьей Польши. Правители Польши проводили политику национального угнетения и порабощения, не отличавшуюся от политики царизма. Украинцы, белоруссы, евреи и другие народы, составлявшие 40 проц. населения Польши, подвергались невиданному классовому и национальному угнетению. Польские паны захватили крестьянские земли. Крестьяне Западной Украины и Западной Белоруссии были задавлены налогами и поборами. Им запрещалось учиться и разговаривать на родном языке. Трудящееся население Западной Украины и Западной Белоруссии было обречено на культурное одичание. Он" было лишено каких-либо прав. Польша являлась тюрьмой народов, в том числе и для трудящихся-поляков.
        Польские паны не хотели думать, что рядом с Польшей существует СССР; они забыли, что никакие кордоны не могут скрыть от народа правду о победе социализма и расцвете свободной, радостной и счастливой жизни в СССР.
        Угнетенные народы бывшей Польши были уверены, что народы СССР протянут им руку братской помощи и освобождения. И эта помощь пришла. В освобожденных Западной Украине и Западной Белоруссии бурно закипела новая созидательная жизнь.
        Еще 13 миллионов людей вырвались из мира капитализма и пришли в новый мир, мир социализма.
        Такой гигантский, исторический скачок для миллионов людей мог произойти только потому, что существует отечество трудящихся всего мира - СССР. Трудящиеся Западной Украины и Западной Белоруссии на своих Народных собраниях с огромной радостью и единодушием выразили свою волю о присоединении к Советской Украине и Советской Белоруссии к великому Советскому Союзу.
        На заседаниях внеочередной Пятой Сессии 1 и 2 ноября 1939 года Верховный Совет СССР удовлетворил просьбы Народных собраний и вынес единогласное постановление о включении в состав Союза Советских Социалистических Республик Западной Украины и Западной Белоруссии и воссоединении их с Украинской и Белорусской ССР. Жизнь наших братьев - трудящихся Западной Украины и Западной Белоруссии - расцветает теперь в условиях великой дружбы народов социалистических республик. Их мирный труд, свободу и независимость, их родину и культуру охраняет могучая Красная Армия.
        Великая Октябрьская социалистическая революция в России дала независимость Финляндии, бывшей колонии российского царизма.
        Начиная с 1918 года, Финляндии каяндеров, маннергеймов и таннеров была ареной подлых и коварных антисоветских интриг. Основной движущей пружиной внешней политики финляндских реакционных кругов буржуазии была ненависть к СССР, к стране, обеспечившей независимость Финляндии. Зарвавшиеся каяндеры, таннеры и маннергеймы строили смехотворные планы присоединения к Финляндии территории СССР вплоть до Урала.
        Финские реакционные правящие круги буржуазии, эти гороховые шуты в роли министров, подстрекаемые империалистическими хищниками, стремились спровоцировать нас на войну. Они злодейски обстреляли части Красной Армии. Провокаторы войны этим ускорили свою гибель. Народ Финляндии взял судьбу финского государства в свой руки и с помощью Красной Армии изгоняет реакционную белогвардейскую нечисть. Финский народ со всей решительностью заявил о своем стремлении жить в мире и дружбе с великим советским народом.
        Финляндское народное правительство заключило с правительством Советского Союза договор о взаимопомощи и дружбе. Этот договор кладет начало новой эре взаимоотношений между финляндским народом и народами СССР. Благодаря мудрой сталинской политике дружбы и мира между народами осуществляется вековая национальная мечта финского народа о воссоединении с ним карельского народа в едином и независимом государстве. Финляндия перестала быть страной, служащей империалистам для организации контрреволюционной войны против СССР. Она твердо становится в ряды держав, охраняющих мир и безопасность на Балтике. Договор о взаимной поддержке и дружбе обеспечивает безопасность СССР и Финляндии.

Великий многонациональный советский народ един в своей преданности делу Ленина-Сталина и социалистической родине, сплочен вокруг партии большевиков и советского правительства, вокруг любимого и великого Сталина.
        Дружба, великая любовь и сотрудничество между народами СССР - самое ценное из того, что дала нам мудрая ленинско-сталинская национальная политика. "...Пока эта дружба существует, народы нашей страны будут свободны и непобедимы" (Сталин).
        СССР непобедим, ибо крепко и нерушимо великое содружество его народов. Это содружество основано на морально-политическом единстве советского социалистического общества.
        Народы СССР непобедимы, ибо они сплочены под знаменем Ленина-Сталина.
        Народы СССР непобедимы, ибо ими руководит великая Всесоюзная коммунистическая партия большевиков.
        Народы СССР непобедимы, ибо ими руководит гений человечества, отец трудящихся и угнетенных, творец человеческого счастья великий Сталин.

Дальше: Красноармейские фронтовые газеты.